Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Томска
02.10.2014, 03:16 Карта сайта
 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

Федеральный портал "Российское образование"

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Департамент общего образования Томской области

Департамент образования
города Томска

Федеральная служба по
надзору в сфере образования

 Депутат Думы Города Томска И.В. Морозов

 Сайты МОУ

 Томская электронная школа

 ТОИПКРО

 ТГПУ

 ТГУ

 Перечень материалов, размещенных на сайте МАОУ СОШ №11

CATALOG.METKA.RU

Томск

/ Развитие / Программа коррекционной работы в рамках ООП НОО

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №11

города ТОМСКА

Кольцевой проезд 39, Томск, 634027, тел.:(3822) 47-32-95,e-mail: licvostok@ mail.tomsknet.ru

 

 

 

 

 

Согласовано                                                                              Утверждено

Управляющий совет МОУ СОШ №11                                   Педагогический совет МОУ СОШ №11

Протокол № 4 от 29.09.2011г.                                                 протокол №2 от 03.10.2011г.

Председатель УС МОУ СОШ №11                                        директор МОУ СОШ №11

_______О.В.Емельянова                                                          _________ А.Ю. Ястребов

                                                            

 

 

Программа коррекционной работы

 в рамках ООП НОО

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Паспорт Программы

Раздел II. Пояснительная записка.

           2.1. Актуальность программы.

2.2. Инновационная составляющая нашей программы.

2.3. Цели, задачи и принципы.

         2.4. Условия реализации  программы коррекционной работы начальной школы.

          2.4.1.  Кадровые условия реализации программы.

          2.4.2. Механизм реализации программы.

          2.4.3. Управление реализации программы.

          2.4.4. Финансовые условия реализации программы.

          2.4.5. Методическая основа.

          2.4.6. Материалы и оборудование.

          2.5. Ожидаемые результаты программы.

          2.5.1  Возможные риски в ходе реализации программы.

Раздел III. Содержание программы коррекционной работы

3.1. Основные этапы.

3.2. Основные направления коррекционной работы.

3.3. Система оценки результатов программ.

Литература

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.      «Работа с гиперактивными детьми»

2.      «Коррекция агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста»

3.      «Программа по сопровождению слабоуспевающих учащихся»

4.      «Работа с детьми с ОВЗ»

  1. «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников»

 

 

 

Раздел I.                                        Паспорт Программы

 

Наименование программы

Программа коррекционной работы

Заказчик

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11

Основные разработчики программы

И.В. Кухаренок, заместитель директора по УВР;

Е.С. Беч, педагог-психолог;

С.В.Тимофеева, учитель начальных классов;

М. В. Лемешко, учитель начальных классов;

А. Л. Чепкасова, учитель начальных классов;

И. Н. Вильт, учитель начальных классов;

Н. В. Павлова, учитель начальных классов.

Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы детьми «группы риска».

ЗАДАЧИ:

  • Формирование мотивации учебной деятельности

младших школьников.

  • Развитие способностей гиперактивных детей к  самоконтролю и планированию своей деятельности.
  • Создание для ребенка зоны  ближайшего развития для преодоления недостатков агрессивного  поведения.
  • Помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.
  • Осуществление индивидуального подхода ко всем категориям детей, в том числе к детям с ОВЗ.

Сроки и этапы реализации программы

2011-2015 гг.

Исполнители

МОУ СОШ №11

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате выполнения программы планируются следующие результаты:

  • своевременное выявление обучающихся «группы риска»,
  • положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения  гиперактивными детьми);
  • снижение количества обучающихся «группы риска»;
  • достижение  предметных, метапредметных и личностных результатов в  соответствии с ООП НОО

Система управления программой и контроль

Общее руководство программой осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной  работы и педагог-психолог

 

 

 

 

Раздел II.                                Пояснительная записка

 

2.1 Актуальность программы.

      Образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №11 г. Томска создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих  возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. ООП НОО включает в себя и программу коррекционной работы. Разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.5 ст. 14), Типовым положением об общеобразовательном учреждении (п.36), Уставом МОУ СОШ №11 другими локальными актами.

     Действительно ли школа может «всех научить всему»? Если иметь в виду базовый минимум – безусловно. Если вести речь об умении связывать, соотносить, совместно использовать знания по разным темам – то и это достижимо почти всегда (и если не для всех – то почти для всех, для большинства!). Появились  вопросы: «Как обучить всех детей базовому минимуму? Как вырастить воспитанную личность? Каковы должны быть действия  учителя?» 

     Специфика контингента обучающихся определяется тем, что МОУ СОШ №11 – школа для всех, где обучаются дети, проживающие в «депрессивном   районе «АРЗ» и строящемся, развивающемся районе «Радужный».    Первоклассники, пришедшие в школу, имеют разную стартовую подготовку к обучению. Многие  детей оказываются в сложной жизненной ситуации из-за занятости родителей на работе, малограмотности родителей, материального неблагополучия семьи, отсутствия одного из родителей, алкоголизма отца или матери.

    Сегодня в стране разгул молодежной преступности вызывает почти общественный ужас. Каких только мер не предлагают! Но почему-то никто не обвиняет в этом учителей. Хотя это странно. Ведь большинство молодых людей cтановятся озлобленными и агрессивными не из-за особенной природной испорченности или корыстолюбия, а из-за опустошенности школьным обучением, морального увечья постоянной неуспешностью, бесперспективностью. Школа словно показывает, что пока они живут доступным им образом, их за людей в обществе не признают… Но что делать со своей «природой», дети не могут знать и попадают в «группу риска».
    Добросовестное, честное желание действительно помочь ребятам, не уличить, не поддразнить, не унизить замечанием, а искренне помочь  всегда  оправдывает себя.

    И стоит  бороться за успешность каждого в какой-то области. Как хорошо, когда в школе любой ученик хоть в чем-то да демонстрирует выдающиеся достижения. Важно ведь не то, чтобы каждый стал «звездой» по всем предметам – а в том, чтобы каждый нашел свой интерес в жизни, свое призвание.

    Учителями начальной школы совместно с педагогом-психологом были выделены 5 направлений коррекционной работы, которые являются актуальными для младших школьников нашей школы:

- повышение  учебной мотивации детей (по данным психологической диагностики за 2010-2011 учебный год низкий уровень учебной мотивации имеют  28% учеников начальной школы);

- работа с агрессивными детьми (в каждом классе имеются от 1 до 4 учеников с признаками агрессии);

- работа с гиперактивными детьми ( из года в год увеличивается количество первоклассников, имеющих признаки неусидчивости, дефицита внимания);

- работа  со слабоуспевающими учащимися;

- работа с детьми с ОВЗ (в общеобразовательных классах начальной школы обучаются 4 инвалида  и  6 учеников с протоколами ГПМПК VII вида).

 

    С подобными проблемами сталкивается каждый учитель начальных классов в процессе своей педагогической деятельности. Но не каждый учитель имеет достаточный уровень  психологических знаний и жизненного опыта, поэтому возникает потребность в разработке алгоритма действий педагога при работе с детьми «группы риска».  Программа коррекционной работы  поможет каждому учителю, в том числе и молодому специалисту, подойти к работе  осознанно и системно.

 

 

2.2.  Инновационной составляющей нашей программы является:

ü  необходимость существенной коррекции работы учителя с детьми «группы риска» (содержания, методов, форм, организация воспитательно-образовательного процесса) в условиях внедрения ФГОС;

ü  необходимость внедрения современных форм мониторинга достижения планируемых результатов ООП и личностного развития детей «группы риска»

Особенностью нашего ОУ является наличие среди учителей начальных классов 3 педагогов, имеющих высшее психологическое образование. Данные педагоги активно задействуются при осуществлении мероприятий программы и составляют кадровый потенциал в расширении психологической службы школы.

 

2.3.  Цель данной программы – создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной общеобразовательной программы детьми «группы риска».

       Основные задачи  программы коррекционной работы:

ü  Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников.

ü  Развитие способностей гиперактивных детей к  самоконтролю и планированию своей деятельности.

ü  Создание для ребенка зоны  ближайшего развития для преодоления недостатков агрессивного  поведения.

ü  Помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.

ü  Осуществление индивидуального подхода ко всем категориям детей, в том числе к детям с ОВЗ.

Решая поставленные задачи,  важно создать о каждом ребенке полную картину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями личности и характера. Это в свою очередь возможно при условии осуществления совместных усилий  в деятельности учителя начальных классов, школьного психолога, логопеда и родителей.

Программа коррекционной работы основывается на следующих принципах:

     Принцип учета индивидуальных особенностей.

Всем детям определенного возраста свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к  индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

    Принцип деятельностного подхода

 Данный принцип задает направление коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка.

    Принцип нормативности развития (Р.В. Овчарова).

Этот принцип заключается в учете основных закономерностей психического развития  и значения последовательности стадий развития для формирования личности ребенка. Данный принцип постулирует существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста. Согласно этому принципу коррекционная работа осуществляется по следующей схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное.

   Принцип педагогической экологии (Р.В. Овчарова) заключается в том, что родители и педагоги должны строить свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем  сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.

 

2.4. Условия реализации  программы коррекционной работы начальной школы

2.4.1.  Кадровые условия реализации программы.

 Педагогические сотрудники МОУ СОШ № 11 имеют базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимаются научно-методической деятельностью; 33% молодых учителей. Педагоги школы прошли  обучение и владеют современными образовательными технологиями. В педагогическом коллективе  школы есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, психологи, воспитатель дошкольной группы и ГПД, логопед, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

Имеется специально оборудованные кабинеты психолога и логопеда.

Состав и квалификация педагогических кадров начальной школы  МОУ СОШ №11. Высшее педагогическое образование имеют 77% педагогических работников, среднее специальное — 23%;

Высшую квалификационную категорию имеют 27%,  вторую — 36% человек.

Специалисты

Функции

Количество специалистов в начальной школе/ квалификация /год прохождения курсов

1

Учитель начальных классов

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса

1. Кухаренок  И.В. /высшая кв. кат./ 2010/

2. Кузнецова И.В.  /вторая кв. кат./ 2011/

3. Лемешко М. В. /высшая кв. кат./ 2011/

4. Чепкасова А. Л. /вторая кв. кат./ 2011 (декабрь)

5. Усова М. И. /вторая  кв. кат./2007/

6. Вильт И. Н. /высшая кв. кат./ 2011/

7. Павлова Н. В. + педагог-психолог /вторая кв. кат./2009+  декабрь 2011

8. Ярема Л. Г. – молодой специалист/2009/

9. Данилова О.В. – + педагог-психолог, молодой специалист

10.  Тимофеева С. В. + педагог-психолог/2009/

11. Саватейченко О. Е.- молодой специалист

12. Емельянова О. В. – молодой специалист

2

Педагог- психолог

Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями

Беч Е.С. /первая  кв. категория/2010/

3

Логопед

Обследование детей и выявление среди них, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

Булавская И. А. – молодой специалист

3

Педагог дополнительного образования

Обеспечивает реализацию  вариативной части ООП НОО

Хворенков А.А.

Петров  С.В. /2011/

4

Административ-

ный персонал

Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

Ястребов А. Ю. – директор МОУ СОШ №11

Кухаренок И. В. – зам. директора по УВР

Родионова С. М. – зам. директора по ВР

5

Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья  учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

Никулина Е. В. – врач

Боброва Л. В. – мед. сестра

6

Информационно-технологический  персонал

Обеспечивает функционирование информационной структуры (включая  ремонт техники, выдачу книг в библиотеке, системное  администрирование, организацию выставок, поддержание сайта школы и пр.)

Новикова Л. А. – зав. библиотекой

Александрович Е. П. – учитель информатики

       2.4.2.  Механизм реализации программы.

Одним из основных механизмов реализации программы  коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей  «группы риска»  специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

ü  комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля на разных возрастных этапах (начиная с дошкольного возраста) (

ü  многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

ü  составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Ещё одним  механизмом реализации программы коррекционной работы является взаимодействие с  социальными партнерами.  Определены социальные партнёры:

ü  МДОУ №79 г. Томска

ü  МДОУ №96 г. Томска

ü  школа-интернат №1 г. Томска

ü  ОГУ СРЦН «Луч»;

ü  ДДТ «Искорка»;

ü  ДДТ «Созвездие»;

ü  библиотека «Кольцевая»;

ü  детская поликлиника №2 г. Томска

ü  ТОС «АРЗ»;

ü  совет ветеранов АРЗа;

ü  центр медицинской профилактики;

ü  ОДН ОВД Ленинского района;

ü  КДН и ЗП Ленинского района;

ü  сотрудничество со средствами массовой информации;

ü  сотрудничество с родительской общественностью.

 

       2.4.3. Управление реализацией программы осуществляется по следующему алгоритму:

1)      назначение ответственных за подпрограммы:

«Работа с гиперактивными детьми»;

«Коррекция агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста» ;

«Программа по сопровождению слабоуспевающих учащихся»;

«Работа с детьми с ОВЗ»;

«Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников».

2) организация информирования родителей о программе;

3) создание мониторинга эффективности коррекционной работы;

4) подведение итогов выполнения программы на заседаниях педсовета и Управляющего совета.

 

     2.4.4. Финансовые условия реализации программы.

     Ежегодный объём финансирования мероприятий программы уточняется при формировании бюджета. При финансировании МОУ СОШ №11 используется региональный нормативно-подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программы в расчёте на одного обучающегося. Широко используется как бюджетное финансирование, так и внебюджетные средства. Большое внимание в школе уделяется привлечению внебюджетных средств через организацию дополнительных платных образовательных услуг  для поощрения педагогических кадров, повышения квалификации и укрепления материальной базы. 

 

     2.4.5. Методической основой является  совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в   УМК  «Перспектива», «Школа России» посредствам следующих технологий:  игровые, научно-исследовательские, технология уровневой дифференциации, проектной деятельности.

       Учебники  эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.).

 

      2.4.6. Материалы и оборудование.

  Создана система широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, включающим методические пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы (установлены 3 интерактивные доски, 1 проектор, 1 ноутбук, имеется методический кабинет).

      В арсенале психологов имеется психодиагностический инструментарий, развивающие игры, наглядные пособия, песочница, материалы для проведения арт-терапии.

 

      2.5. Ожидаемые результаты программы:

ü  своевременное выявление обучающихся «группы риска»,

ü  положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения  гиперактивными детьми);

ü   снижение количества обучающихся «группы риска»;

ü  достижение  предметных, метапредметных и личностных результатов в  соответствии с ООП НОО

 

      2.5.1. Возможные риски в ходе реализации программы:

 

ü  Отсутствие кадров (педагогов, психолога, логопеда).

ü  Неготовность ряда учителей к работе в рамках программы коррекционной работы.

ü  Разрыв между представлениями родителей о целях и задачах образования в отношении их детей и целями и задачами развития школы.

ü  Отсутствие контакта с родителями (неготовность родителей выполнять рекомендации специалистов).

 

 Сокращения, используемые в предлагаемой программе: НОО — начальное общее образование; ОУ — образовательное учреждение; ООП — основная образовательная программа; ОВЗ – ограниченные возможности здоровья, ФГОС – федеральный государственный общеобразовательный стандарт, УМК – учебно-методический комплекс.          

 

Раздел III.                     Содержание программы

       Коррекционная работа должна строиться не как отдельные упражнения по совершенствованию каких-либо личностных качеств или норм поведения ребенка, а как  целостная система мер, направленных на создание комфортности в обучении младших школьников.

      Проблемно-творческими группами учителей начальных классов совместно с психологом школы были разработаны подпрограммы по 5 направлениям коррекционной работы. Каждая программа включает ряд основных этапов: диагностический, коррекционно-развивающий,   консультативный, информационно – просветительский.

 

3.1. Основные этапы реализации программы коррекционной работы.  

 Диагностический этап

Цель: выявление  проблем и трудностей, отклонений в развитии детей, определение их причин.

 

Задачи

(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,

мероприятия

Сроки

 

Ответственные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.

 

Выявление состояния физического и психического здоровья детей.

 

Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,

наблюдение классного руководителя,

анализ работ обучающихся

Сентябрь

Классный руководитель

Медицинский работник

 

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления «группы риска»

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи

 

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;

анкетирование  родителей, беседы с педагогами

При приеме документов в 1 класс

(июнь, август)

 

 

Заместитель директора по УВР

Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Углубленная  диагностика детей «группы риска»

 

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей

Диагностика.

Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

Сентябрь – октябрь

Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.

Выявить резервные возможности

Выбор индивидуальной образовательной траектории для решения имеющихся проблем

Написание индивидуальной программы развития ребенка

Октябрь – ноябрь

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Классный руководитель

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка; уровень знаний по предметам

 

 

 

 

Получение объективной информации об организованности ребенка, умения учиться, особенностей личности, уровня знаний по предметам.

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

Сентябрь – октябрь

 

Классный руководитель

 

           

 

 

Коррекционно-развивающий этап

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей «группы риска».

Задачи

(направления) деятельности

 

Планируемые результаты

 

Виды и формы деятельности, мероприятия

 

Сроки

 

Ответственные

 

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей «группы риска»

Планы, программы

 

Разработать индивидуальную программу по предмету.

Разработать воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей «группы риска».

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

В течение года

Классный руководитель

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей «группы риска»

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных занятий.

4. Отслеживание динамики развития ребенка

 

В течение года

Заместитель директора по УВР Педагог-психолог

Учитель-логопед

 

Лечебно – профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся «группы риска»

 

 

Позитивная динамика развиваемых параметров

Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми «группы риска».

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.

 

В течение года

Педагог-психолог

Учителя-предметники

Медицинский работник

 

 

Консультативный  этап

Цель: обеспечение непрерывности  индивидуального сопровождения детей «группы риска» и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Задачи (направления) деятельности

 

Планируемые результаты

 

Виды и формы деятельности, мероприятия

Сроки

 

Ответственные

 

Консультирование педагогических работников

Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

 

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель –логопед

Педагог –психолог

Заместитель директора по УВР

Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи

 Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

 

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

 

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель –логопед

Педагог –психолог

Учитель- предметник

Заместитель директора по УВР

Консультирование родителей по  вопросам обучения и воспитания

 Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

 

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

 

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Учитель- предметник

Заместитель директора по УВР

 

Информационно – просветительский этап

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со всеми участниками образовательного процесса.

 

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

 

Виды и формы деятельности, мероприятия

 

Сроки

Ответственные

 

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

 

Организация работы  семинаров, родительских собраний, тренингов, информационных стендов. Организация встреч с приглашенными специалистами

Информационные мероприятия

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Заместитель директора по УВР

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей «группы риска»

Организация методических мероприятий

Информационные мероприятия

 

В течение года

Специалисты ПМПК:

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Заместитель директора по УВР

 

3.2. Основные направления коррекционной работы:

 

«Работа с гиперактивными детьми»

В данной программе представлено теоретическое обоснование проблемы гиперактивности (ее  медицинские, психологические и педагогические аспекты). Прописаны этапы реализации программы. Программа включает в себя календарно-тематичекий план и разработку занятий на 1 год обучения.

 

«Коррекция агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста»

В  программе обоснована множественность причин проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста.

 Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время формы проявления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.

Разработана программа коррекции и профилактики агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Представлен учебно-тематический план занятий.

 

«Программа по сопровождению слабоуспевающих учащихся»

Программа включает в себя план индивидуальной работы по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков.

Даны рекомендации по коррекции отклонений в развитии познавательной сферы, логопедических нарушений речи, и поведенческих отклонений слабоуспевающего ребенка.

 

«Работа с детьми с ОВЗ»

В программе описаны характерные особенности детей с ОВЗ, простроены этапы сопровождения детей с ОВЗ. Представлена система комплексной  работы  с детьми с ОВЗ, включающая обеспечение дифференцированных, психолого-педагогических, специализированных условий.

 

«Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников»

Программа направлена на формирование учебно - познавательных мотивов,  повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование  адекватной самооценки.

В программе представлены методические приемы, направленные на создание атмосферы эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

В приложениях отражены разные направления работы педагога по повышению учебной мотивации обучающихся.

 

 

3.3. Результаты внедрения программы коррекционной работы отслеживаются  через систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, которая  предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. Ведется оценка достижений обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

(ООП, «Положение о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся»)

 

Литература

 

1.   Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.

2.      Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.: Ось-89, 2001. – 272 с.

3.  Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.

4.  Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.

5.      Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.

6.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.

7.       Лукьянова М. И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы: Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с. (Педагогическое мастерство).

8.      Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

9.   Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 256с. – ( Библиотека психолога образования).

10.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.

11.  Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. –М.: Смысл,2001.

     

12.  К. Д. Ушинский Проблемы педагогики. –М.:УРАО 2002 г.

 

 

 

 

МАОУ СОШ № 11       E-mail: tomsk11arz@mail.ru